Книга прочтена и законспектирована в форме читательского дневника в рамках проекта GRENKA.ua "Культурный минимум: 4 лучших философских романа для интеллектуалов".
Книга входит в сотню величайших произведений по версии Норвежского книжного клуба.
Сюжет и анализ "Волшебной горы" |
Ганс Касторп приезжает в альпийский санаторий для туберкулезно-больных «Берггоф», чтобы навестить двоюродного брата Иоахима Циммсона. Необычное течение времени и странные нравы обитателей санатория. Герметичное общество. Кинематографичное ощущение что «что-то не так». С первого же дня ГГ чувствует себя ничего не понимающим чужаком.
Люди вокруг поглощены своей болезнью и безмятежной курортной жизнью. Контраст между страшным заболеванием и приятным времяпрепровождением больных. Постоянные разговоры о температуре тела, «лежании на воздухе» (лечебная процедура, предусмотренная распорядком дня), «кавернах», «спайках», пневмотораксе (неприятный способ лечения легких) и т.д.
Жители «Берггофа» пренебрежительно относятся ко времени, здесь его считают не днями, а месяцами. Очень много «постоянных клиентов», которые проводят здесь по полгода и больше и регулярно возвращаются сюда на лечение через некоторое время обычной жизни дома. Люди страдают от скуки, но воспитание не позволяет им превратиться в животных (если говорить об этикете и манерах). Все ведут более-менее обособленный образ жизни и редко собираются в веселые компании.
У ГГ неожиданно проявляются симптомы туберкулеза. Вскоре оказывается, что он болен, и врачи рекомендуют ему остаться в санатории на лечение. Вскоре Ганс Касторп находит удовольствие в своем новом положении, вживается в особенный неестественный образ туберкулезно-больного, который сложился в этом специфическом обществе. Ганс начал смаковать серьезность своего положения. Чувство сопричастности к «общине избранных» - так себя чувствуют в «Берггофе» те, кто действительно болен, а не просто приехал отдохнуть. К последним больные относятся пренебрежительно – как к «жителям долины».
Людовико Сеттембрини – немолодой итальянец, который осознает неестественность и необоснованность такого положения вещей. Он не желает становиться членом подобной общины и старается вести себя как обычный интеллигентный человек. С самого начала знакомства с ГГ, Сеттембрини намекает Гансу, что здравомыслящим молодым людям опасно находиться в «Берггофе» с его закоснелостью и неестественностью. Тот, кто надолго задерживается здесь – как будто выпадает из жизни и становится безразличен ко времени.
Личные впечатления и заметки по ходу чтения
Анализ (книга пока не дочитана): люди сыты, им комфортно, они не хотят выздоравливать и возвращаться к житейским проблемам. Они хотят иметь четкий статус («больной»), который оправдывал бы их бездельничество и праздный образ жизни среди прекрасных альпийских пейзажей. Персонаж Сеттембрини – голос «оттуда» - из мира, о котором «больные» не хотят вспоминать. Внутренний конфликт: трезвые воззрения Сеттембрини против безвольной праздности микросоциума. Итальянец начинает раздражать ГГ.
Брат ГГ – Иоахим – противоположность Ганса: он хочет выздороветь и убраться отсюда, чтобы служить в армии. Вопреки влиянию Сеттембрини, ГГ морально ослабевает и превращается в типичного «пациента».
Ганс влюбляется в пациентку – мадам Шошу. Глаза девушки напомнили ему о школьной привязанности к однокласснику. Гомосексуальные мотивы. Жеманность и позерство, чтобы обратить на себя внимание девушки. На ряде примеров читатель видит, как мельчает духовная жизнь ГГ, как он отдается мелочным страстям.
Мадам Шоша готовится к отъезду, ГГ объясняется ей в любви, но та не тронута. Ганс выпрашивает в подарок снимок ее легких – "результат просвечивания". После отъезда возлюбленной Ганс, прибегая к околичностям, выспрашивает о ней главврача. Тот говорит, что мадам Шоша всегда рано или поздно возвращается. Ганс решает, что должен дождаться ее в Берггофе.
ГГ и его брат случайно знакомятся со знакомым Сеттембрини – господином Нафтой. При этом Сеттембрини явно хотел избежать знакомства. Нафта умен и ведет с Сеттембрини постоянную полемику на философские и этические темы. В них Сеттембрини отстаивает "левые" взгляды, Нафта – ярко выраженный "правый".
Личные впечатления и заметки
В определении Сеттембрини и Нафты как "левого" и "правого" ощущаются диалектические коллизии. В разное время мне виделось "левого" больше у Нафты, а "правого" - у Сеттембрини - и наоборот. Любопытно, что в 2020-м в связи со 100-летием выхода романа "Волшебная гора" произошли так называемые интеллектуальные "дебаты" между крайне правым Александром Дугиным и явно левым Бернаром Анри Леви. Противостояние двух философов как бы воспроизводило идейную борьбу Нафты с Сеттембрини. Дугин олицетворял Нафту, Леви - Сеттембрини. По моему мнению, в ходе дебатов Леви был посрамлен.
Видя, что Ганс очарован остроумием Нафты, Сеттембрини остерегает братьев, чтобы те не верили его опасным речам и не подпадали под его влияние.
После очередного осмотра кузен Ганса Иоахим заявляет, что в одностороннем порядке прерывает лечение и уезжает из санатория. Врач не одобряет этого решения, но имеет право только посоветовать остаться. В присутствии Иоахима врач осматривает Ганса и говорит, что он почти полностью здоров и может покинуть Берггоф вместе с братом. Ганс ошарашен. Он начинает искать причины, чтобы остаться. Он говорит с главврачом и тот поддерживает его в желании "долечиться до полного выздоровления".
Брат уезжает и высказывает надежду, что Ганс одумается и тоже решит поскорее покинуть санаторий. ГГ становится все более беззаботным и отстраненным, его интересует ботаника, звезды, пространные размышления. Обеспокоенный рассказом Иоахима о жизни в Берггофе к Гансу приезжает его родственник, чтобы вытащить ГГ из такой жизни. Его, как поначалу и Ганса, впечатляют странности жизни "наверху". Чувствуя здесь свою чуждость и затягивающую (но неестественную) атмосферу заведения, родственник пугается и уезжает, не проведя среди больных и недели.
Ганс отстраненно радуется избавлению, в наступлении которого не сомневался. Много места в романе занимают длинные диалоги на философские темы, споры между Сеттембрини и Нафтой, противопоставление западной культуры восточной. Сеттембрини неоднократно остерегает Ганса Касторпа от "азиатчины" – мировосприятия, в его понимании, чуждого европейскому человеку. В многочисленных разговорах с ГГ Сеттембрини подчеркивает важную роль Германии в жизни цивилизации. «В скором времени от вашей страны будет очень многое зависеть» - угадывается предчувствие Первой мировой войны.
ГГ чуть не погиб, катаясь на лыжах и потерявшись среди гор во время метели. Эпизод с галлюцинациями и силой воли Ганса. Автор держит читателя в напряжении, заставляя сомневаться, что разнеженному санаторской нигилистической жизнью Гансу Касторпу хватит "западной" воли к жизни, и не решит ли он "по-восточному" отдаться соблазнительной смерти.
После менее чем годового отсутствия в санаторий возвращается Иоахим. Вскоре он умирает от туберкулеза гортани. Смерть персонажа описана содержательно и реалистично – вплоть до скрупулезности. Читать было тяжело. Автор мало пишет о физиологических подробностях – их почти нет. Зато обстоятельства, связывающие умирающего с родней, окружающими, обстановкой и вещами в ней – эти обстоятельства схвачены с фотографической точностью. Вероятно, для тех, кто пережил преждевременную смерть родного человека, читать будет эмоционально трудно.
В Берггоф возвращается мадам Шоша. Ее сопровождает Мингер Пепперкорн – обаятельный мужчина в годах. Их связь очевидна. Ганс знакомится с Пепперкорном. Харизма и сильная индивидуальность этого человека пленяют ГГ. Хотя из-за постоянной готовности Ганса склонится перед авторитетом, уступить ему даже любимую женщину, порой чувствуешь к ГГ отвращение, как к слабохарактерной размазне, но интеллигентность, здравый смысл и аргументированность его речей сглаживают это впечатление.
Личные впечатления и заметки по ходу чтения
Мингер Пепперкорн воплощает идею гедонизма и «естественных наслаждений»: вкусной еды, питья, умных разговоров, музыки и т.д. Сеттембрини считает Пепперкорна ничтожной фигурой (и я склоняюсь к такому же мнению), но Ганс поверил, что за уверенным видом и властными манерами Пепперкорна скрывается нечто глубокое, стоящее внимания и уважения.
Между Пепперкорном и Гансом происходит откровенный разговор о любви Ганса к Клавдии Шоше, они заключают джентльменское соглашение двух мужчин, объединенных любовью к одной женщине (смысл их "союза" мне кажется туманным).
Пепперкорн убивает себя, приняв змеиный яд. С его смертью заканчивается сюжетная линия любви ГГ к Клавдии Шоше. Она не обрывается, просто чувства к мадам Шоше больше не занимают мысли Ганса. О ней больше никогда не вспоминается. Как будто ее и не было.
Разнеженная, развращенная публика увлекается спиритизмом – намек на общеевропейское "недомогание". В жителях Берггофа начали проявляться черты нетерпения, вспыльчивости, исступления. Появляется проигрыватель грампластинок, который вызывает общий восторг. Автор еще раз дает масштабный "культурный пейзаж" той жизни, которую ведут жители санатория: развлечения, мелкие страсти, пасьянсы, санаторная мода на увлечения, доходящая до абсурда, "вызывание духов". Сеттембрини просит Ганса проявлять благоразумие и не пятнать честь европейца подобными глупостями.
Яростные споры между Сеттембрини и Нафтой достигли пика: Нафта вызывает итальянца на дуэль. ГГ до последней минуты трудно поверить, что может случиться непоправимое и надеется, что спорщики "одумаются". Сеттембрини стреляет в воздух. Нафта требует, чтобы тот стрелял еще раз, но итальянец отказывается. Тогда Нафта называет Сеттембрини трусом и стреляет себе в висок. Впечатляюще сильный эпизод.
КОНЕЦ
Личные впечатления и заметки
Нафта – олицетворение философского базиса эпохи, которая предчувствует грядущий нигилизм и крах гуманизма – погибает физически. Ганс Касторп (олицетворение человека своего времени) чуть не погибает морально, добровольно отказавшись от западного мира на 7 лет (столько времени провел он "наверху").
Но Ганса "спасает" война, определяя его к одной из враждующих сторон. Личность, которая 7 лет скрывалась от необходимости делать выбор, попадает в ситуацию, когда выбор (в какой-то степени) сделан за нее. Ганса это устраивает. В последних строках книги автор говорит, что ГГ уходит на фронт.
В заключительной главе автор называет Ганса Касторпа "простецом", подчеркивая таким образом, что ГГ – всего лишь образ, который не стоит рассматривать, как образец для подражания или осуждения.
Мысль, которая пришла мне в голову через пару дней после прочтения книги: Сеттембрини призывал Ганса действовать, самому творить свою судьбу. Потому что в современном мире невозможно жить вне общества – оно достанет тебя, где бы ты ни спрятался. Достанет, и решит твою участь – коль ты не делал этого самостоятельно. Быть неравнодушным к человеческим страданиям вокруг, быть политически активным (Сеттембрини почти прямо говорил об этом) – за это ратует автор через своих персонажей.
Мысль, которая меня поразила: Сеттембрини остерегал Ганса от той жизни, которая в современном обществе считается нормой. Аполитичность, склонность предаваться примитивным удовольствиям и получать самый "животный" сорт "естественных наслаждений" (согласно гедонизму Пепперкорна) от вкусной еды, азартных игр, сплетен, глупых мистификаций. И все это - в то время, когда насущные проблемы человечества никуда не делись: войны, голод, смерть, неравенство, жестокость, лицемерие и т.д.
Можно их побороть или нет – вопрос открыт. Зато бесспорно другое: пока мы равнодушно относимся к общечеловеческим бедам – их никогда не станет меньше. Только изложив все это здесь, понимаешь, как все очевидно.
Буду ли перечитывать: возможно, когда стану более опытным и смогу критически пересмотреть свои взгляды на “левых”, ”правых” и политологию в целом. Остальная подоплека романа мне полностью ясна.
© Геннадий Козлов, сентябрь 2016.
Прочитано по изданию "Волшебная гора".
Возврат 21 день без вопросов
Бесплатная доставка от 888 грн
999 эксклюзивных игр
1500 городов с доставкой
Отправка без предоплаты
Коли буде в продажі
подробнееДобрий день, підкажіть будь ласка, книга точно в твердої оправі?
подробнееКнига в наличии?
подробнееХочу сказать, что книга выглядит так как показано на фото, НО, на фото видно, что книга там толстая, а на самом деле это не так. В описании написано, что там 352 страниц, а здесь же их 200. Поэтому 3 звезды, а так товаром довольна, обложка отвечает фотографиям. Спасибо, но, то, что в книге меньше страниц чуть-чуть разочеровало.
подробнееХочу сказать, что книга выглядит так как показано на фото, НО, на фото видно, что книга там толстая, а на самом деле это не так. В описании написано, что там 352 страниц, а здесь же их 200. Поэтому 3 звезды, а так товаром довольна, обложка отвечает фотографиям. Спасибо, но, то, что в книге меньше страниц чуть-чуть разочеровало.
подробнееЦе просто капець. Обманюють на кожному кроці.... На фото показують оригінальну книгу, по ціні теж дивишься, що оригінал, а присилають перепечатку якій красна ціна 150 грн і яка вже в мене є як раз по ціні в 150 грн, просто продають лайно в 2,5 рази дорожче чим воно коштує.... Більше ніколи не зайду на цей сайт. Таких обманщиків я просто презираю!
подробнееВсё хорошо, товар соответствует описанию)
подробнееВсё хорошо, товар соответствует описанию)
подробнееДобрий день!Не очікуємо
подробнееДобрий день!Не очікуємо
подробнееДоставимо Ваше замовлення в будь-яке місто України. Способи доставки: кур'єром, Нова Пошта, Укрпошта, Justin. Всі замовлення пакуються супернадійно та застраховані.
GRENKA – інтернет магазин розваг. Ми менше, тому більш старанні :). Індивідуальний підхід і прямий зв'язок з директором.
Оплата замовлення будь-яким зручним для Вас способом наш обов'язок. Приват24, карта будь-якого банку світу, готівка банківський переказ або післяплата.
Ваш город: Киев
Обратный звонок
В корзине пусто,
пора покупать :)