вернуться

Томас Манн: Волшебная гора (пересказ, анализ, критика)

Книга прочтена и законспектирована в форме читательского дневника в рамках проекта GRENKA.ua "Культурный минимум: 4 лучших философских романа для интеллектуалов".

Волшебная гора

Книга входит в сотню величайших произведений по версии Норвежского книжного клуба.

  • Годы написания: 1912—1924.
  • Время и место действия романа: ок. 1907-1914гг. Швейцария в преддверии Первой мировой войны.
  • Действующие лица:
    • Ганс Касторп – главный герой (далее - ГГ);
    • Иоахим Циммсон – двоюродный брат Ганса;
    • Людовико Сеттембрини – гуманист-интеллектуал "левого" толка;
    • Профессор Нафта – интеллектуал "правого" толка, идеологический противник Сеттембрини;
    • Клавдия Шоша – жена богатого русского чиновника, возлюбленная Ганса;
    • Мингер Пепперкорн – кофейный магнат, гедонист.
вензель

Сюжет и анализ "Волшебной горы"

вензель

Ганс Касторп приезжает в альпийский санаторий для туберкулезно-больных «Берггоф», чтобы навестить двоюродного брата Иоахима Циммсона. Необычное течение времени и странные нравы обитателей санатория. Герметичное общество. Кинематографичное ощущение что «что-то не так». С первого же дня ГГ чувствует себя ничего не понимающим чужаком.

Люди вокруг поглощены своей болезнью и безмятежной курортной жизнью. Контраст между страшным заболеванием и приятным времяпрепровождением больных. Постоянные разговоры о температуре тела, «лежании на воздухе» (лечебная процедура, предусмотренная распорядком дня), «кавернах», «спайках», пневмотораксе (неприятный способ лечения легких) и т.д.

Жители «Берггофа» пренебрежительно относятся ко времени, здесь его считают не днями, а месяцами. Очень много «постоянных клиентов», которые проводят здесь по полгода и больше и регулярно возвращаются сюда на лечение через некоторое время обычной жизни дома. Люди страдают от скуки, но воспитание не позволяет им превратиться в животных (если говорить об этикете и манерах). Все ведут более-менее обособленный образ жизни и редко собираются в веселые компании.

У ГГ неожиданно проявляются симптомы туберкулеза. Вскоре оказывается, что он болен, и врачи рекомендуют ему остаться в санатории на лечение. Вскоре Ганс Касторп находит удовольствие в своем новом положении, вживается в особенный неестественный образ туберкулезно-больного, который сложился в этом специфическом обществе. Ганс начал смаковать серьезность своего положения. Чувство сопричастности к «общине избранных» - так себя чувствуют в «Берггофе» те, кто действительно болен, а не просто приехал отдохнуть. К последним больные относятся пренебрежительно – как к «жителям долины».

Людовико Сеттембрини – немолодой итальянец, который осознает неестественность и необоснованность такого положения вещей. Он не желает становиться членом подобной общины и старается вести себя как обычный интеллигентный человек. С самого начала знакомства с ГГ, Сеттембрини намекает Гансу, что здравомыслящим молодым людям опасно находиться в «Берггофе» с его закоснелостью и неестественностью. Тот, кто надолго задерживается здесь – как будто выпадает из жизни и становится безразличен ко времени.

Личные впечатления и заметки по ходу чтения

Анализ (книга пока не дочитана): люди сыты, им комфортно, они не хотят выздоравливать и возвращаться к житейским проблемам. Они хотят иметь четкий статус («больной»), который оправдывал бы их бездельничество и праздный образ жизни среди прекрасных альпийских пейзажей. Персонаж Сеттембрини – голос «оттуда» - из мира, о котором «больные» не хотят вспоминать. Внутренний конфликт: трезвые воззрения Сеттембрини против безвольной праздности микросоциума. Итальянец начинает раздражать ГГ.

Брат ГГ – Иоахим – противоположность Ганса: он хочет выздороветь и убраться отсюда, чтобы служить в армии. Вопреки влиянию Сеттембрини, ГГ морально ослабевает и превращается в типичного «пациента».

Ганс влюбляется в пациентку – мадам Шошу. Глаза девушки напомнили ему о школьной привязанности к однокласснику. Гомосексуальные мотивы. Жеманность и позерство, чтобы обратить на себя внимание девушки. На ряде примеров читатель видит, как мельчает духовная жизнь ГГ, как он отдается мелочным страстям.

Мадам Шоша готовится к отъезду, ГГ объясняется ей в любви, но та не тронута. Ганс выпрашивает в подарок снимок ее легких – "результат просвечивания". После отъезда возлюбленной Ганс, прибегая к околичностям, выспрашивает о ней главврача. Тот говорит, что мадам Шоша всегда рано или поздно возвращается. Ганс решает, что должен дождаться ее в Берггофе.

ГГ и его брат случайно знакомятся со знакомым Сеттембрини – господином Нафтой. При этом Сеттембрини явно хотел избежать знакомства. Нафта умен и ведет с Сеттембрини постоянную полемику на философские и этические темы. В них Сеттембрини отстаивает "левые" взгляды, Нафта – ярко выраженный "правый".

Личные впечатления и заметки

В определении Сеттембрини и Нафты как "левого" и "правого" ощущаются диалектические коллизии. В разное время мне виделось "левого" больше у Нафты, а "правого" - у Сеттембрини - и наоборот. Любопытно, что в 2020-м в связи со 100-летием выхода романа "Волшебная гора" произошли так называемые интеллектуальные "дебаты" между крайне правым Александром Дугиным и явно левым Бернаром Анри Леви. Противостояние двух философов как бы воспроизводило идейную борьбу Нафты с Сеттембрини. Дугин олицетворял Нафту, Леви - Сеттембрини. По моему мнению, в ходе дебатов Леви был посрамлен.

Видя, что Ганс очарован остроумием Нафты, Сеттембрини остерегает братьев, чтобы те не верили его опасным речам и не подпадали под его влияние.

После очередного осмотра кузен Ганса Иоахим заявляет, что в одностороннем порядке прерывает лечение и уезжает из санатория. Врач не одобряет этого решения, но имеет право только посоветовать остаться. В присутствии Иоахима врач осматривает Ганса и говорит, что он почти полностью здоров и может покинуть Берггоф вместе с братом. Ганс ошарашен. Он начинает искать причины, чтобы остаться. Он говорит с главврачом и тот поддерживает его в желании "долечиться до полного выздоровления".

Брат уезжает и высказывает надежду, что Ганс одумается и тоже решит поскорее покинуть санаторий. ГГ становится все более беззаботным и отстраненным, его интересует ботаника, звезды, пространные размышления. Обеспокоенный рассказом Иоахима о жизни в Берггофе к Гансу приезжает его родственник, чтобы вытащить ГГ из такой жизни. Его, как поначалу и Ганса, впечатляют странности жизни "наверху". Чувствуя здесь свою чуждость и затягивающую (но неестественную) атмосферу заведения, родственник пугается и уезжает, не проведя среди больных и недели.

Ганс отстраненно радуется избавлению, в наступлении которого не сомневался. Много места в романе занимают длинные диалоги на философские темы, споры между Сеттембрини и Нафтой, противопоставление западной культуры восточной. Сеттембрини неоднократно остерегает Ганса Касторпа от "азиатчины" – мировосприятия, в его понимании, чуждого европейскому человеку. В многочисленных разговорах с ГГ Сеттембрини подчеркивает важную роль Германии в жизни цивилизации. «В скором времени от вашей страны будет очень многое зависеть» - угадывается предчувствие Первой мировой войны.

ГГ чуть не погиб, катаясь на лыжах и потерявшись среди гор во время метели. Эпизод с галлюцинациями и силой воли Ганса. Автор держит читателя в напряжении, заставляя сомневаться, что разнеженному санаторской нигилистической жизнью Гансу Касторпу хватит "западной" воли к жизни, и не решит ли он "по-восточному" отдаться соблазнительной смерти.

После менее чем годового отсутствия в санаторий возвращается Иоахим. Вскоре он умирает от туберкулеза гортани. Смерть персонажа описана содержательно и реалистично – вплоть до скрупулезности. Читать было тяжело. Автор мало пишет о физиологических подробностях – их почти нет. Зато обстоятельства, связывающие умирающего с родней, окружающими, обстановкой и вещами в ней – эти обстоятельства схвачены с фотографической точностью. Вероятно, для тех, кто пережил преждевременную смерть родного человека, читать будет эмоционально трудно.

В Берггоф возвращается мадам Шоша. Ее сопровождает Мингер Пепперкорн – обаятельный мужчина в годах. Их связь очевидна. Ганс знакомится с Пепперкорном. Харизма и сильная индивидуальность этого человека пленяют ГГ. Хотя из-за постоянной готовности Ганса склонится перед авторитетом, уступить ему даже любимую женщину, порой чувствуешь к ГГ отвращение, как к слабохарактерной размазне, но интеллигентность, здравый смысл и аргументированность его речей сглаживают это впечатление.

Личные впечатления и заметки по ходу чтения

Мингер Пепперкорн воплощает идею гедонизма и «естественных наслаждений»: вкусной еды, питья, умных разговоров, музыки и т.д. Сеттембрини считает Пепперкорна ничтожной фигурой (и я склоняюсь к такому же мнению), но Ганс поверил, что за уверенным видом и властными манерами Пепперкорна скрывается нечто глубокое, стоящее внимания и уважения.

Между Пепперкорном и Гансом происходит откровенный разговор о любви Ганса к Клавдии Шоше, они заключают джентльменское соглашение двух мужчин, объединенных любовью к одной женщине (смысл их "союза" мне кажется туманным).

Пепперкорн убивает себя, приняв змеиный яд. С его смертью заканчивается сюжетная линия любви ГГ к Клавдии Шоше. Она не обрывается, просто чувства к мадам Шоше больше не занимают мысли Ганса. О ней больше никогда не вспоминается. Как будто ее и не было.

Разнеженная, развращенная публика увлекается спиритизмом – намек на общеевропейское "недомогание". В жителях Берггофа начали проявляться черты нетерпения, вспыльчивости, исступления. Появляется проигрыватель грампластинок, который вызывает общий восторг. Автор еще раз дает масштабный "культурный пейзаж" той жизни, которую ведут жители санатория: развлечения, мелкие страсти, пасьянсы, санаторная мода на увлечения, доходящая до абсурда, "вызывание духов". Сеттембрини просит Ганса проявлять благоразумие и не пятнать честь европейца подобными глупостями.

Яростные споры между Сеттембрини и Нафтой достигли пика: Нафта вызывает итальянца на дуэль. ГГ до последней минуты трудно поверить, что может случиться непоправимое и надеется, что спорщики "одумаются". Сеттембрини стреляет в воздух. Нафта требует, чтобы тот стрелял еще раз, но итальянец отказывается. Тогда Нафта называет Сеттембрини трусом и стреляет себе в висок. Впечатляюще сильный эпизод.

КОНЕЦ

Личные впечатления и заметки

Нафта – олицетворение философского базиса эпохи, которая предчувствует грядущий нигилизм и крах гуманизма – погибает физически. Ганс Касторп (олицетворение человека своего времени) чуть не погибает морально, добровольно отказавшись от западного мира на 7 лет (столько времени провел он "наверху").

Но Ганса "спасает" война, определяя его к одной из враждующих сторон. Личность, которая 7 лет скрывалась от необходимости делать выбор, попадает в ситуацию, когда выбор (в какой-то степени) сделан за нее. Ганса это устраивает. В последних строках книги автор говорит, что ГГ уходит на фронт.

В заключительной главе автор называет Ганса Касторпа "простецом", подчеркивая таким образом, что ГГ – всего лишь образ, который не стоит рассматривать, как образец для подражания или осуждения.

вензель

Мысль, которая пришла мне в голову через пару дней после прочтения книги: Сеттембрини призывал Ганса действовать, самому творить свою судьбу. Потому что в современном мире невозможно жить вне общества – оно достанет тебя, где бы ты ни спрятался. Достанет, и решит твою участь – коль ты не делал этого самостоятельно. Быть неравнодушным к человеческим страданиям вокруг, быть политически активным (Сеттембрини почти прямо говорил об этом) – за это ратует автор через своих персонажей.

Мысль, которая меня поразила: Сеттембрини остерегал Ганса от той жизни, которая в современном обществе считается нормой. Аполитичность, склонность предаваться примитивным удовольствиям и получать самый "животный" сорт "естественных наслаждений" (согласно гедонизму Пепперкорна) от вкусной еды, азартных игр, сплетен, глупых мистификаций. И все это - в то время, когда насущные проблемы человечества никуда не делись: войны, голод, смерть, неравенство, жестокость, лицемерие и т.д.

Можно их побороть или нет – вопрос открыт. Зато бесспорно другое: пока мы равнодушно относимся к общечеловеческим бедам – их никогда не станет меньше. Только изложив все это здесь, понимаешь, как все очевидно.

Буду ли перечитывать: возможно, когда стану более опытным и смогу критически пересмотреть свои взгляды на “левых”, ”правых” и политологию в целом. Остальная подоплека романа мне полностью ясна.

© Геннадий Козлов, сентябрь 2016.
Прочитано по изданию "Волшебная гора".

Поделиться:
Вопросы к Томас Манн: Волшебная гора (пересказ, анализ, критика)
Задайте вопрос первым - помогите сделать мир лучше :)

5 ПРЕИМУЩЕСТВ

1

Возврат 21 день без вопросов

2

Бесплатная доставка от 888 грн

3

999 эксклюзивных игр

4

1500 городов с доставкой

5

Отправка без предоплаты

отзывы
1801

ПОДПИШИСЬ И ПОЛУЧИ КУПОН НА СКИДКУ

Доставка

Доставимо Ваше замовлення в будь-яке місто України. Способи доставки: кур'єром, Нова Пошта, Укрпошта, Justin. Всі замовлення пакуються супернадійно та застраховані.

Про нас

GRENKA – інтернет магазин розваг. Ми менше, тому більш старанні :). Індивідуальний підхід і прямий зв'язок з директором.

Оплата і Оферта

Оплата замовлення будь-яким зручним для Вас способом наш обов'язок. Приват24, карта будь-якого банку світу, готівка банківський переказ або післяплата.

Контакты

Новости

Акции

Обзоры

© GRENKA™, 2013-2023

sales[@]grenka.ua

Наш телефон (многоканальный)

044 359 05 55

Регистрация

Ваш город: Киев

Обратный звонок

  • Акції
  • Новини
  • Доставка
  • Оплата
  • Контакти

В корзине пусто,
пора покупать :)

0
Интернет магазин GRENKA.ua
044 359 05 55
Телефонуйте з 10:00 до 17:00 (Пн-Пт);
Например: Гаррі Поттер, Шантарам
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
  • Главная
  • /Обзоры
  • /Томас Манн: Волшебная гора (пересказ, анализ, критика)
  • Томас Манн: Волшебная гора (пересказ, анализ, критика)
Добро пожаловать
На главную
Моя корзина
Категории
Контакты
Войти