вернуться

Герман Гессе: Игра в бисер (пересказ, анализ, критика)

Книга прочтена и законспектирована в форме читательского дневника в рамках проекта GRENKA.ua "Культурный минимум: 4 лучших философских романа для интеллектуалов".

Игра в бисер

Автор получил Нобелевскую премию по литературе.

  • Годы написания: 1931-1942.
  • Время и место действия романа: будущее, Европа (?, не определено).
  • Действующие лица:
    • Йозеф Кнехт – главный герой (далее - ГГ);
    • Плинио Дезиньори - идеологический оппонент, товарищ;
    • Фриц Тегуляриус - товарищ.
вензель

Сюжет и анализ "Игры в бисер"

вензель

Думаю, буду краток. Ибо при всей масштабности произведения, событийная его составляющая весьма скудна.

Йозеф Кнехт - одаренный, кроткий и склонный к размышлениям мальчик. Заметив его талант и прилежность, школьные учителя направляют его в элитную школу Касталии - особой провинции, где учатся самые перспективные и умные молодые люди страны: будущие интеллектуалы, преподаватели, философы. Касталия представляет собой что-то вроде автономной области, живущей внутри государства - но по своим правилам. Провинция ничего не производит, материальные блага приходят к ней извне, Касталия же дает внешнему миру учителей и консультантов. В стране к данной провинции относятся с почтением - как к буддистским монахам в Таиланде. Жизнь касталийцев организована с помощью Ордена служителей духа. Задача Ордена - хранить и развивать чистоту духа, культурное и нравственное наследие человечества. Это служение касталийцы воспринимают как свой единственный долг, о жизни за пределами Касталии они не имеют понятия и мало интересуются ею.

Находясь в этой среде, Кнехт не переставал чувствовать себя здесь не до конца "своим" (читателю это открывается не сразу, а ближе к концу книги). В первые годы учебы он знакомится с Плинио Дезиньори - "вольным слушателем" Вальдцеля - школы, в которой учится Йозеф. Плинио - приезжий из внешнего мира, он не живет в Касталии, а только проходит в ней короткий курс обучения. Он критикует герметичность духовной и социальной жизни касталийцев, обвиняя их в искусственном ограждении от реальных бед и проблем большого мира. Йозефа занимают и волнуют эти обвинения и, хотя он дискутирует с Плинио, защищая принципы Касталии, сам он тоже чувствует, что Дезиньори не так далек от истины, как ему, Кнехту, того хотелось бы.

Проходят десятилетия. Кнехт взбирается по карьерной лестнице, став членом ордена а затем - Магистром Игры в бисер. Будучи почти лишенным честолюбия и амбиций, ГГ воспринимает свою карьеру, как бремя служения, которое он обязан смиренно нести. Действительно, в Касталии нет такого понятия как "зарплата" и прочих бренных страстей. Став Магистром, он просто стал более обязанным Ордену и более почитаемым в нем. И, конечно, более загруженным административной работой.

Игра в бисер представляет собой сложный интеллектуальный процесс. Кратко его суть можно объяснить так: игроки берут какую-либо тему (явление, предмет, искусство, науку и т.д.), выделяют в ней интересующую их закономерность (развития, строения, влияния на другие сферы и т.д.) и пытаются найти похожую закономерность в совершенно другой, далекой от первой теме, или спроецировать найденную закономерность на что-либо и довести этот проект до некоего логичного результата. Эстетика игры часто бывает замешана на этике, морали, культуре, искусстве: чем неожиданнее воссозданная аналогия - тем большее интеллектуальное удовольствие она приносит игрокам и зрителям.

Будучи уже немолодым мужчиной, Кнехт встречает старого собеседника и друга Плинио. Тот постарел и изменился. Кнехт понимает, что Дезиньори раздавлен жизнью. Эта встреча и возобновившееся знакомство становятся последним толчком к осуществлению того, что давно задумал Йозеф: он уйдет в отставку и покинет Касталию, чтобы жить в реальном внешнем мире, а не в мире схоластики.

До этого Касталия не знала подобного прецедента - чтобы Магистр Игры отказался от должности.

Покинув Вальдцель, где он провел бОльшую часть жизни, Кнехт прибывает в дом семьи Дезиньори. Семейство с радостью согласилось предоставить ему работу личного наставника их сына Тито. Мальчик рос избалованным, проявлял непочтительность к родителям. Йозеф с воодушевлением принял их предложение, ведь воспитывать неокрепшие умы, наставлять их на путь истинной моральности - единственное, к чему он чувствовал призвание.

Спустя 1 день после ухода из Ордена, Йозеф уезжает в горы, чтобы на даче Дезиньори приступить к обучению своего подопечного. Мальчик предлагает учителю искупаться в горном озере и тот, очарованный силой жизни, бьющей из Тито ключем, не решается отказаться. Холодная вода озера - как символ всего враждебного внешнего мира, в который ушел Йозеф, покинув свое безопасное бдение в Касталии - отнимает у стареющего мужчины силы, сковывает его тело и тянет на дно. Полный энергии мальчик с легкостью справляется с холодом, мир не кажется ему "внешним" или враждебным - потому что это его мир, его стихия. Кнехта же губит жизнь, которой он не знал. Но погибнув на глазах Тито, он выполнил свою миссию: мальчик чувствует, что эта смерть навсегда изменила его, воспитала.

Далее в романе идут стихи Кнехта, которые он писал, пока был студентом и членом Ордена, и три рассказа с разными действующими лицами. Это "жизнеописания" предыдущих инкарнаций Кнехта. Эти рассказы он написал в свою будущность членом касталийского Ордена (еще одна игра касталийцев - можно сказать, практика словесности и духовного развития). ГГ каждого жизнеописания - минимально завуалированная личность Кнехта. Три истории показывают, что с самого начала и на протяжении всей жизни в Вальдцеле Йозеф тяготел к чему-то большему, чем просто служение Ордену или божественной Игре в бисер. В каждом рассказе поднимаются темы освобождения и самореализации.

КОНЕЦ

вензель

Буду ли перечитывать: вероятно, да, но это не точно.

Моя оценка: 8/10.

Хороший язык - естественно. Много лишнего: когда одна мысль пережевывается в 5-6 предложениях, а потом еще в 2-3 - когда казалось, что речь уже пошла о чем-то другом, но нет, автор снова возвращается к тому, что уже сказал ранее. Это минус, но написано так здорово, что можно просто наслаждаться языком. Размыто, мало "матчасти", почти каждое предложение претендует на раскрытие невероятной истины о чувствах, жизни, морали, достоинстве, любви и т.д.

Мне гораздо более приятна манера Хемингуэя с акцентом на действиях, а не на их объяснениях, как у Гессе. Гессе очень любит своих персонажей - это видно. И все они получились прекрасно, просто великолепно описанными. Пожалуй, "Игра в бисер" это самый качественный пример личностно-описательного и человеко-центристского романа, из тех, которые я когда-либо читал. Имею ввиду описание внутреннего мира персонажа.

И вот еще: в романе нет, сколько я помню, ни одного однозначно положительного персонажа женского пола (кроме жены ГГ из первого жизнеописания - но и там женщина изображена как безнадежно поверхностное существо и второстепенная фигура). Женщин у Гессе либо нет вообще, либо они плохи и становятся причиной бед.

© Геннадий Козлов, август 2018.
Прочитано по изданию "Игра в бисер".

Поделиться:
Вопросы к Герман Гессе: Игра в бисер (пересказ, анализ, критика)

Нравится?

+0
-0
#1765
Клиент
/ 03.01.2022 в 13:22:20

Так и не осилила её. Полгода лежала на тумбочке. Успела больше десяти книг прочитать, а её треть наверно и убрала. Очень сложная

Поделиться

5 ПРЕИМУЩЕСТВ

1

Возврат 21 день без вопросов

2

Бесплатная доставка от 888 грн

3

999 эксклюзивных игр

4

1500 городов с доставкой

5

Отправка без предоплаты

отзывы
1797

ПОДПИШИСЬ И ПОЛУЧИ КУПОН НА СКИДКУ

Доставка

Доставимо Ваше замовлення в будь-яке місто України. Способи доставки: кур'єром, Нова Пошта, Укрпошта, Justin. Всі замовлення пакуються супернадійно та застраховані.

Про нас

GRENKA – інтернет магазин розваг. Ми менше, тому більш старанні :). Індивідуальний підхід і прямий зв'язок з директором.

Оплата і Оферта

Оплата замовлення будь-яким зручним для Вас способом наш обов'язок. Приват24, карта будь-якого банку світу, готівка банківський переказ або післяплата.

Контакты

Новости

Акции

Обзоры

© GRENKA™, 2013-2023

sales[@]grenka.ua

Наш телефон (многоканальный)

044 359 05 55

Регистрация

Ваш город: Киев

Обратный звонок

  • Акції
  • Новини
  • Доставка
  • Оплата
  • Контакти

В корзине пусто,
пора покупать :)

0
Интернет магазин GRENKA.ua
044 359 05 55
Телефонуйте з 10:00 до 17:00 (Пн-Пт);
Например: Гаррі Поттер, Шантарам
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
Назад
  • Главная
  • /Обзоры
  • /Герман Гессе: Игра в бисер (пересказ, анализ, критика)
  • Герман Гессе: Игра в бисер (пересказ, анализ, критика)
Добро пожаловать
На главную
Моя корзина
Категории
Контакты
Войти